|| | sergey teterin | || (teterin) wrote,
|| | sergey teterin | ||
teterin

Category:

Профессор философии объясняет Джона Кейджа

Cyland.Ru: Мы продолжаем публикацию переводов ключевых текстов о саунд арте и новом понимании природы звука, переосмыслении границ современной музыки и оснований экспериментального искусства. Предлагаем Вашему вниманию цитаты из эссе профессора философии Кристофа Кокса (Hampshire College, США), в котором он рассматривает творческие стратегии великого американского композитора и экспериментатора Джона Кейджа.

Джон Кейдж. Фото: johncage.org

…В лекции, прочитанной в Дармштадте в 1958 г., Кейдж обращает внимание на сущностный формальный аспект европейского музыкального искусства — на производство «временных объектов» (‘time-objects’): презентацию произведения как объекта во времени, имеющего начало, середину и конец,  прогрессирующего по своему характеру, то есть обладающего кульминацией и последующим спадом, успокоением». Такие музыкальные «временные объекты» искусственно вырезаются композитором из потока становления и чистой длительности. Эти музыкальные работы строго фиксированы в форме партитуры, обеспечивающей идентичность данной работы во времени и решительно регулирующей поведение исполнителей, чья роль заключается в следовании указаниям композитора и партитуры.

Можно представить себе сколько критических замечаний удостоилось такое понимание музыки, — ведь оно выставляет исполнителя как простого переписчика и утверждает, что его работа может вскоре стать довольно предсказуемой и скучной для публики. Однако замечания Кейджа говорят о другом. Точнее, они онтологического характера. Кейдж стремится к пониманию музыки как бытия, и настаивает на том, что она становится «становлением» — «процессом по существу бесцельным», «процессом, начало и конец которого не имеют отношения к его природе». То есть, Кейдж утверждает, что музыка должна прийти в соответствие с пост-богословским миром, в котором мы живем, миром, который является принципиально открытым, без начала и происхождения, без конца или цели. В этом смысл известного императива Кейджа: «искусство должно подражать природе в ее манере работы». То есть, искусство — музыка — должно стать становлением, а не бытием; нескончаемой длительностью, а не временем.

В этом, конечно, гениальность пьесы Кейджа 4’33″ (1952), которую он последовательно считает своим самым важным и успешным произведением.  Суть 4’33″ – в противостоянии между le temps и lа duree. Название произведения явно относится к традиционному пониманию исчисления времени – факт, который Кейдж подчеркивает, отметив однако, что название может быть также прочтено, как «четыре фута, тридцать три дюйма». И разумеется, исполнение этой пьесы регулируется с помощью секундомера. Однако 4’33″ стремится к иному переживанию времени: времени чистой длительности и виртуальности, в которое эта пьеса приоткрывает «слуховое окно». Выходя за пределы музыки, это произведение «открывает нас» в бесконечные и непрерывно раскрывающиеся территории вселенского звука…

Читать полностью на сайте

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments